06.12.2021

Как выявить интернет-мошенников и защитить баланс карты

Пока мы думаем, что можем с легкостью распознать действия мошенников, статистика показывает обратное. Только в I квартале 2021 года недоброжелатели похитили у клиентов банков в 1,5 раза больше средств, чем в I квартале 2020-го. Сильнее всех подверглись риску операции, проведенные через онлайн-банкинг, — они принесли мошенникам 1,1 млрд рублей.

Из-за пандемии стремительно выросли объемы онлайн-торговли (на 44% в 2020 году), что дало анти-героям еще больше пространства и возможностей для реализации их планов. Оставить цифровой след, оплачивая покупку в интернете, — легко, а уследить за тем, куда попадают данные — не так-то просто.

Какие сценарии мошенничества стали самыми популярными в 2021 году?

1.    Мошенники и боты

Тренд на использование чат-ботов подхватили не только современные бренды, но и мошенники. Под видом различных сервисов, магазинов и даже банков похитители создают бота-клона, который копирует функционал настоящего, а затем продают товары и услуги ничего не подозревающим пользователям. Так деньги уходят в чужие руки, а пользователи остаются ни с чем. Самый простой способ не попасться на эту удочку — не вступать в коммуникацию с ботом, который написал вам первым.

Голосовые боты-обманщики тоже отхватили свой «кусок пирога». Если во время входящего звонка с неизвестного номера записанный голос говорит о подозрительных действиях с вашей картой, предлагает ее заблокировать, просит ответить на вопрос, сказать «Я подтверждаю операцию» или выразить согласие иными словами — не спешите этого делать. Если вы не инициировали звонок, вероятнее всего, вас хотят ограбить.

2.    Фишинг

Количество фишинговых сайтов растет в геометрической прогрессии, а некоторые из них крайне сложно отличить от официальных страниц компаний.

Фишинг – вид интернет-мошенничества, цель которого – завладеть конфиденциальными данными. Происходит это с помощью временных сайтов, которые сделаны по образу и подобию сайтов банков, платежных систем, авиакомпаний и д.р. На них пользователи сами охотно вводят данные карт и подтверждают покупки кодом из sms, даже не подозревая о подвохе. В результате: кража паролей, номеров кредитных карт, банковских счетов и дальнейшее нецелевое использование ваших средств злоумышленниками.

На фишинговые сайты можно попасть по непроверенным ссылкам, рекламным баннерам, ссылкам из sms- и email- сообщений от неизвестных (но внешне очень похожих на известные) адресов и т.д. Мы всегда рекомендуем избегать переходов по подозрительным ссылкам, особенно если они пришли из незнакомых источников.

Как распознать фишинговую страницу и уберечь свои счета от незаконного списания денежных средств, рассказываем в отдельном материале про фишинговые сайты. 

3.    Звонки и письма от «сотрудников» государственных служб

Представиться сотрудником банка — уже не ново. Новая «мода»: назваться сотрудником Пенсионного фонда и пытаться узнать данные СНИЛС, паспортные данные, адрес места жительства — якобы для доставки выплат, компенсаций, доплат к пенсиям, реализации материнского капитала и прочего. В ноябре этого года в ПФР сообщили, что мошенники запустили email-рассылку с ложной информацией «о возврате страховых накоплений». Гражданам предлагается нажать на кнопку «Оформить возврат», но этого делать нельзя — данные попадут к мошенникам.

Мошенники активно развивают схемы получения данных клиентов банков, используют психологические приёмы и находят новые способы, чтобы обмануть. В итоге все сводится к одному: у человека пытаются узнать данные карты, пароли или коды из SMS-сообщений, либо провоцируют добровольно перевести деньги на счет недоброжелателей.

Как защитить средства на банковской карте?

  • Никогда и никому не сообщайте номера карт, пароли из SMS, CVV-коды. Банковские работники не вправе запрашивать эти данные, а представители других организаций — тем более.
  • Не переводите деньги на счет по просьбе незнакомых людей — это может быть опасно.
  • Не переходите по незнакомым ссылкам в Интернете или в сообщениях. Особенно опасны короткие ссылки.
  • Не вводите персональные данные и данные карт на подозрительных сайтах.
  • Не сохраняйте платежную информацию и данные карт в Интернете.
  • Не храните все свои сбережения на одном счете.
  • По возможности воспользуйтесь услугой страховки банковских счетов.

В случае если средства уже изъяты, необходимо связаться с банком и заблокировать платежные средства, к которым мошенники могли получить доступ, а затем обратиться в правоохранительные органы. Соблюдение правил безопасности, внимательность во время телефонных разговоров и при оплате онлайн-покупок поможет сохранить ваши деньги и нервную систему.

Обратите внимание: в преддверии новогодних праздников активность злоумышленников достигает своего пика. Будьте бдительны и предупредите своих близких о возможных сценариях мошеннических операций.

 

Другие материалы по теме: Как уберечь себя от мошенников?